eco-labellin
Экомаркировка
«Эко», «Органик» и «Био». Как различать маркетинговые уловки?
С каждым годом все больше людей начинают задумываться об экологии и делают свой выбор в пользу экологичной продукции, переплачивая от 10% до 60%. Но все ли продукты настолько натуральные и не вредят экологии, как это пишут на упаковке?
— Под «ЭКО» продукцией подразумевают производство, транспортировку, хранение, использование и утилизацию товара, которые наносят минимальной ущерб экологии. Но ключевой момент в том, что «эко» — это минимизация ущерба для экологии, а не для человека. И многие товары без пометки «эко» также не вредят экологии, но стоят дешевле.


— Для маркировки «БИО» продуктов на территории РФ есть ГОСТ Р 52738-2007 «Молоко и продукты переработки молока», в котором есть определение биопродукта:

«Биологический продукт; биопродукт — продукт переработки молока, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов и обогащенный путем добавления в процессе сквашивания и/или после него живых пробиотиков в монокультурах или ассоциациях и/или пребиотиков».

Из данного определения можно сделать вывод, что «био» продуктами можно считать только молочные продукты, в состав которых входят полезные микроорганизмы, нормализующие микрофлору кишечника, а например, «био» мыло - это маркетинговая уловка.
— Маркировка «ОРГАНИК» стала официальной на территории России с 1 января 2020 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 N280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальным знаком на упаковке является белый лист на зеленой фоне с надписью "органик" на русском и на английском языках.

Данный знак подтверждает, что в продукции нет пестицидов, антибиотиков, синтетических красителей, агрохимикатов, ГМО, синтетических регуляторов роста. Для получения разрешения на нанесение данного знака на упаковку изготовитель должен на всех этапах производства и транспортировки не наносить вред окружающей среде и здоровью людей и быть включенным в реестр Минсельхоза РФ. Важно отметить, что к органическим продуктам относятся только пищевая продукция.
Международная организация по стандартизации ввела три типа классификации экомаркировки
1 тип
Значки данных маркировок утверждены, и их присваивают независимые профессиональных организации ISO 14024, ГОСТ Р ИСО 14024–2000. Чтобы получить данный знак, аудит производит оценку всего жизненного цикла товара от добычи сырья до утилизации.

2 тип
В данном случае никакой экспертизы не проводится; данная маркировка на совести производителя, который разрабатывает ее самостоятельно. Регламентируется ISO 14021:2016, ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Чаще всего подобного типа маркировки мы встречаем в виде фраз «не наносит вреда окружающей среде», «произведен из экологически чистого сырья» или «одобрено врачами».

3 тип
Это декларации об экологичности продукта ISO14025:2006, ГОСТ Р ИСО 14025-2012. Для обычного покупателя данные декларации объяснят немного, так как они больше предназначены для обмена между предпринимателями.
Самые прозрачные и понятные маркировки для покупателя - это значки 1 типа. Всего в мире около 30 экомаркировок, которые подтверждают, что производители минимизировали ущерб окружающей среде, исключили токсины, все отходы перерабатываются.
Как определить, что перед вами настоящая экомаркировка, а не уловка маркетологов?
Эксперты-экологи разработали специальное приложение Ecolabel Guide, где есть информация обо всех надежных маркировках. В магазине можно также воспользоваться сканером из приложения, и вы сразу получите информацию о том или ином знаке.
Экомаркировка на продуктах питания.

Продукция проверяется в независимых лабораториях на отсутствие антибиотиков, тяжёлых металлов и пестицидов.

Например, маркировках на овощах, фруктах и соках обозначает, что в семенах, почве и в самих продуктах не было найдено химических препаратов и были использованы только разрешенные удобрения.



Экомаркировка на бытовой химии.

Маркировка на бытовой химии означает, что в составе нет токсичных и аллергенных веществ, таких как фталаты и фосфаты.
Подведем итоги:

1. Предпочтительно выбирать товары с маркировкой 1 типа;

2. Не стоит доверять маркетинговым значкам;

3. При сомнениях лучше проверять значки через приложение Ecolabel Guide.

Follow Lucy Newton on Twitter and join the mailing list